В связи с увеличением жалоб на состояние муниципальных автомобильных дорог и недостаток средств на их содержание, в Донском парламенте состоялось обсуждение возможной корректировки ставок транспортного налога.
Ответственность за состояние дорог местного значения возложена на муниципальные власти, которые должны обеспечивать качество покрытий, строить новые и проводить ремонты существующих путей. Для этих целей в каждом муниципалитете существует дорожный фонд, формируемый в основном за счет транспортного налога, уплачиваемого владельцами автомобилей.
Однако жители Ростовской области все чаще выражают недовольство по поводу ухудшающегося состояния дорог, указывая на недостаток средств в дорожных фондах. Первый заместитель председателя Законодательного Собрания Сергей Михалев отметил, что ставки транспортного налога не пересматривались с 2008 года, в то время как протяженность местных дорог увеличилась более чем в три раза, а цены на строительные материалы значительно возросли.
Муниципальные власти зачастую вынуждены перераспределять бюджетные средства на дорожные нужды, что не всегда позволяет поддерживать дороги в надлежащем состоянии. Например, глава администрации Александровского сельского поселения сообщила, что из-за плохого состояния дорог транспортная компания приостановила перевозку пассажиров по некоторым маршрутам, так как постоянные ремонты автомобилей приводят к убыткам.
Председатель городской Думы Шахт Константин Корнеев рассказал, что в его городе протяженность автодорог с твердым покрытием составляет 323 км. При этом, с учетом ожидаемой субсидии из областного бюджета, в 2025 году шахтинские власти смогут обновить лишь 11 км дорожного полотна. На ямочный ремонт планируется выделить примерно 30 млн рублей, в то время как реальная потребность составляет 80 млн рублей.
Местные власти рассматривают пересмотр ставок транспортного налога как одно из возможных решений. Корнеев выразил мнение, что хотя повышение налоговых ставок и является непопулярной мерой, она становится все более необходимой, поскольку бездействие может иметь серьезные последствия.
Заместитель Губернатора Лилия Федотова сообщила, что анализ законодательства в других регионах показывает, что ставки транспортного налога в Ростовской области ниже, чем в соседних областях. За последние 16 лет количество автомобилей на дорогах увеличилось более чем на 700 тысяч.
В свете текущей ситуации, в июле 2024 года депутаты Законодательного Собрания приняли законопроект о корректировке регионального налогового законодательства в части транспортного налога. Документ был направлен в муниципалитеты для обсуждения.
Сергей Михалев, первый вице-спикер парламента, отметил, что предложенное увеличение ставок транспортного налога будет осуществляться поэтапно в 2025, 2026 и 2027 годах, при этом изменения не затронут льготные категории граждан.
В заключение обсуждения Александр Ищенко, председатель Законодательного Собрания, подчеркнул важность коллективной ответственности владельцев автомобилей за состояние местных дорог, поскольку именно от транспортного налога зависит финансирование дорожного хозяйства. Он заметил, что расходы на ремонт транспортных средств, возникающие из-за плохого состояния дорог, превышают потенциальные суммы увеличения транспортного налога.
Ищенко также призвал профильный комитет совместно с Правительством области проанализировать предложения муниципалитетов, озвученные на обсуждении, и выработать решения, устраивающие обе стороны.
Размеры новых налоговых ставок еще не определены, но они будут зависеть от типа транспортного средства и его мощности.
По материалам управления по информационной политике, фото: Анатолий Карбинов