Фарфоровые истории в музейных экспонатах

Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними в общественных местах, дома, на улице. Среди этого многообразия есть скромные на вид, будничные, бытовые, которые преданно служат человеку. Но есть и такие, которых художник удостоил особого внимания: они искусно окрашены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к декоративно-прикладной сфере – самому древнему виду искусства. Расписная посуда, деревянный ковшик с ручкой в виде утиной головы, вышитое полотенце, ткани, расписной сундук, крестьянская прялка, резной наличник окна… Хранилищами таких шедевров прошлого являются музеи.

2022-й указом президента РФ объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В современном быстротечном мире особенно, на наш взгляд, важны такие душевные качества, как доброта, радость, творческое начало. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны.

Краеведческий музей Пролетарского района — место, где встречаются настоящее и прошлое, где чувствуешь, как дух ушедших времён тебя наполняет. Здесь можно делать заметки, часами рассматривать удивительные экспонаты, а можно просто мечтать, воображая себя барышней в русском национальном костюме, древней охотницей на дикого зверя, талантливым зодчим или солдатом-победителем в Великой Отечественной войне… Мне очень нравится это ощущение встречи с прошлым, чувство принадлежности к другой эпохе.

Наш музей знакомит с прошлым родного края. Все экспозиции будто живые, кажется, что время немного замерло. Экспонаты удобно расставлены, у каждого есть табличка с названием. Очень важной фигурой в любом музее является экскурсовод. Татьяна Петровна Бондарева – хранительница культурных и исторических ценностей Пролетарского краеведческого музея. Мне кажется, что хранение музейных ценностей можно смело назвать отдельным видом искусства, поскольку только истинные мастера могут с душевным трепетом относиться к своей работе.

Большой интерес для меня представили фарфоровые экспонаты музея. От экскурсовода узнали, что предметы, представленные на выставке, были непременным элементом украшений парадных, столовых и личных покоев состоятельных станичников Пролетарской. Однако определить название, фабрику производителя порой нелегко, потому как штамп нечёткий, у некоторых предметов клеймо очень маленькое. Нам захотелось подробней узнать об истории происхождения фарфора, фабриках-производителях, о принадлежности декоративных предметов, находящихся в местном музее.

Оформление интерьера в конце XIX – начале XX вв. зависело от финансовых возможностей и вкуса владельца. Наряду с живописью и графикой, мебелью из ценных пород дерева украшением комнат, являлись изысканные фарфоровые статуэтки и вазы. Они были расставлены на столиках, подзеркальниках, полках каминов, многоярусных этажерках. Предметы декора строго подбирались по стилю, мастерству исполнения, чтобы соответствовать своему главному назначению — быть достойным дополнением и украшением залов. Так, фарфоровые изделия, декорированные яркими и сочными красками, не только преображали интерьер гостиных, но и одновременно являлись предметом гордости их владельцев. «Он превосходит блеском снег и иней», —  так сказал китайский мудрец о фарфоре в IX веке. Он знал, о чём говорил: благородный материал пленяет прозрачностью, белизной, никогда не стареет. Его передают из поколения в поколение как дорогое наследство.

Фарфор – это императорский материал, взывающий к праздничности, величию. На выставке краеведческого музея открываешь выразительность, звучность, оптимистичный настрой в предметах фарфора, разнообразие тем, жизнеутверждающих мифов, созданных временем. Т.П.Бондарева рассказала о том, что в музее демонстрируются изделия русского и советского фарфора 50-60 годов XX века.

«Девушка у берёзы», «Мишка с балалайкой», «Белорусская девушка», коллекция «Куклы в национальных костюмах», «Чернильница-непроливайка», «Судок для специй», «Бульонница», «Фарфоровая тарелка» — все эти экспонаты искусно воспроизведены в фарфоре. Изучив статьи в энциклопедиях, книгах, интернете об истории происхождения фарфора, его основных видах, познакомившись с мануфактурой по производству фарфоровых предметов и клеймами, мы смогли определить принадлежность фарфоровых экспонатов краеведческого музея.

«Девушка у берёзы», «Белорусская девушка» — предметы Бронницкого фарфорового завода «Возрождение» СССР, 1960-1970гг. Высота — 16,5 см. Статуэтки Новгородского предприятия невозможно спутать ни с чем другим. Фигурки из фарфора каждого из исторических периодов существования завода объединены общим стилем, техникой изготовления и художественной росписи. Их отличает самобытность образов, основанных на былинах о купце Садко и его путешествии к морскому царю. Сюжеты, в которых мы видим любовь к родному краю и русским традициям. Здесь красавицы в старинных нарядах, ярмарочные скоморохи-потешники, персонажи сказок. Продукция и ассортимент Бронницкого фарфорового завода  неординарна и своеобразна. На сегодня малую сувенирную продукцию выпускает сохранившаяся мастерская.

Небольшая статуэтка высотой 9,5см «Медвежонок с балалайкой» изготовлена на Городницком фарфоровом заводе в эпоху СССР. На донной части скульптуры фабричное клеймение периода 1950-х г.г., материал – фарфор, подглазурная роспись солями, золочение. Милый мишка сидит на пенёчке и играет на балалайке.                                 Завод основан в начале девятнадцатого века в посёлке Городница Житомирской области. Его изделия представлялись на многих международных выставках и ярмарках в  ГерманииБельгииЧехии. Предприятие выпускало разноплановую продукцию, как в жанре анималистики, так и скульптуры, изображающую людей и сказочных персонажей, а также бытовую утварь. С начала 2012г. завод не функционирует.

Чернильница-непроливайка, Городница, СССР, 50-60-е годы ХХ века.

Сосуд с чернилами используют во время письма с пером или перьевой ручкой. Основная особенность непроливайки состоит в горлышке, направленной внутрь ёмкости конусообразной воронке. Благодаря этому чернила в неё легко заливаются, но в случае случайного опрокидывания – не выплёскиваются. Если же чернильницу потрясти, то даже из самого правильного «конуса» обязательно выскочит несколько капель чернил.

Посуда из металла, пластмассы и других современных материалов может быть очень практичной, но по декоративным качествам трудно отыскать достойную альтернативу фарфору. Дулёвский фарфоровый завод в Московской области известен всему миру. Уже более двухсот лет он считается эталоном в создании и художественном оформлении изделий из фарфора, его продукция востребована в 75 регионах России, соседних странах, Канаде, Норвегии, США и других государствах.

Клейма  осколочных частей и перечницы указывают на фарфоровые предметы Дулёвского фарфорового завода, а именно фарфоровой фабрики М.С.Кузнецова, а это – 1800 годы!

Оригинальная фарфоровая тарелка передана в музей жительницей г.Пролетарска Еленой Алексеевной Чепель. Со слов руководителя музея, это блюдо было подарено Е.А.Чепель на свадьбу её мамой.  Необычный орнаментальный мотив, интересное клеймо завода. Изучив литературу, мы узнали, что это старинная антикварная тарелка, произведённая во второй половине XIX века в Англии. Клеймо IMPERIAL E.F.B.&C указывает на производителя высококлассной посуды и фарфора. С 1890г. к клейму стали добавлять изображение герба Великобритании – лев с единорогом, поддерживающие щит – знак Королевского ордера (гарантии). Такие знаки могли ставить только производители, которые в течении минимум 5 лет поставляли товары, в том числе и посуду, к королевскому двору Великобритании. Эта марка считалась знаком высочайшего качества продукции. Данная тарелка из частного коллекционного собрания.

Сохранность предмета очень хорошая, никакой реставрации или склейки не производилось, без трещин.

Любовь к своей стране — это чувство, которое формируется с детства. Куклы в народных костюмах выступают одним из ключевых инструментов культурного воспитания детей. Они являются обязательным спутниками и помощниками детства, предметами развлечений, выражений эмоций и забав. Игрушка для маленького ребёнка — окно в увлекательный и интересный мир, с помощью которого расширяется кругозор и пробуждается любознательность.

Фабрика «Весна» г.Кирова уже долгое время радует детишек и их родителей этническими куклами, оставаясь единственными в России производителями таких игрушек. В нашем музее представлена также коллекция «Этно» — куклы в костюмах народов России. Первый выпуск коллекции «Куклы в Костюмах Народов Мира» состоялся 10 января 2014 года.

Уникальная коллекция фарфоровых кукол знакомит нас с иными традициями, каждый из экспонатов передаёт образ представителей определённой нации. Выражение лица, цвет кожи, глаза, волосы выполнены с учётом характерных особенностей той страны, откуда «родом» кукла. Всё разнообразие мировых культур демонстрируют фарфоровые игрушки, искусно изготовленные вручную. Коллекция посвящена в равной степени странам Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Образ каждой куклы, костюм и аксессуары проработаны до мельчайших деталей, на основе знаний, собранных экспертами в этом деле, с использованием материалов высокого качества.

Рост кукол 21-22 см, глаза рисованные, телосложение хрупкое, они очень изящные.

Эти маленькие произведения искусства завораживают с первого взгляда! Сегодня фабрика «Весна» — один из лидеров в производстве кукол в России, ежегодно выпускающий более миллиона экземпляров. Характерная особенность в данном процессе – сочетание традиции и современных технологий.

Фарфору уже более трёх тысяч лет, наличие его в доме говорит о состоятельности и хорошем вкусе хозяев. В начале 18 века была разгадана одна из величайших тайн Востока – воссоздан рецепт китайского фарфора. Со временем мода на фарфор охватила весь мир. Это стало невероятным событием и началом новой эпохи в искусстве и культуре. Сегодня советские фарфоровые изделия – своеобразный памятник минувшему времени. Неслучайно фарфор называют и «белым золотом». Это нестареющая ценность, которая может храниться веками и передаваться поколениями. Зная, какие логотипы употреблялись в качестве клейма по годам, мы датировали фарфоровые изделия, которые представлены в краеведческом музее г.Пролетарска.

Каждый раз, переступая порог музея, оказываешься в каком-то параллельном мире, напрочь забывая о времени и пространстве, любуясь великолепными творениями рук человеческих, которые навеки стали воплощением таланта преданных своему делу людей.

Обязательно нужно знать историю, традиции, культуру, промыслы своего народа, чтобы почувствовать себя его частью, ощутить гордость за свою страну, сохранить и передать потомкам культурные и нравственные ценности.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Народная культура, как память, выделяет народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, даёт возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Дарья Хорошавина, 9 кл. гимназии №3,

С.Самойленко, социальный педагог, руководитель проекта

Оцените статью
Вестник Приманычья
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.