Заканчивается 2023 год. И, по традиции, мы подводим итоги году уходящему. Каким он был? В нашей области этот год был посвящён Матвею Ивановичу Платову, легендарному «вихорь-атаману» Донского казачьего войска, проявившему доблесть во всех войнах Российской империи конца XVIII – начала XIX века. Под руководством которого Донские казаки внесли весомый вклад в разгром наполеоновской армии в 1812 году. Он же в 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска. Конечно, о таком герое должны знать все, живущие на Дону. Поэтому многие воспитательные мероприятия ушедшего года были посвящены теме казачества, нашему славному атаману…
Итоговым событием, завершающим Год атамана М.И.Платова, в нашем лицее стал конкурс-фестиваль казачьей культуры «Казачьи традиции храним». В этом ярком показательном мероприятии принимали участие все классы, соревновались казачьи коллективы в знании казачьих обычаев, в умении спеть казачьи песни, артистическом мастерстве при показах обрядов казаков. В двух номинациях: «Кто такие казаки» и «Казачье хлебосольство» — наши казаки, казачки и казачата продемонстрировали и удаль казачью, и казачье гостеприимство, и казачьи обряды .
Готовились школьники под руководством своих классных руководителей не одну неделю, подключались родители, родственники, соседи — все, у кого можно было раздобыть казачьи костюмы, домашнюю казачью утварь, расспросить о старинных рецептах. Школа в день представления была похожа на краеведческий музей — в каждом кабинете можно было увидеть прялки, коромысла, шашки, кувшины, лавки, корзины из лозы, деревянные ложки, миски и даже маслобойки! Родители приносили самовары, расстилали с детьми вышитые скатерти, уставляли столы вкусностями. А рядом со столами располагались элементы из казачьих куреней и подворий: колёса от бричек, кабаки, плетни с сушёной рыбой…
Для объективного оценивания выступлений были приглашены представители Союза казаков – воинов России и зарубежья: М.А.Февралёв, Н.В.Костенко, К.В.Липодаев, А.В.Кобылкин, а также настоятель храма святых мучеников Флора и Лавра иерей Виктор Фёдоров.
Первыми выступали самые маленькие казачата – 1 «А» (кл. рук. Е.П.Новолоцкая) и 1 «Б» (кл. рук. Е.П.Безуглова). Дети рассказали и показали, как воспитывали мальчиков и девочек на Дону. У казаков к труду и воинскому делу приучали с самых малых лет: в казачонке растили будущего воина, а в девочке-казачке – будущую хозяйку. В семье ребёнка называли не мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорождённому все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружьё.
Шло время, рос казачок в семье, и наступала пора отправляться ему на службу. Обряд «Проводы казака на военную службу» инсценировали учащиеся 2 «Б» (кл.рук. Т.Г.Тахтарова) и 7 «А» (кл.рук. Т.И.Коломейцева). А напутственными казачьими заповедями при проводах казака в поход закончили выступление казаки 11 «А» (кл.рук. Е.В.Величко).
Но военная служба, зачастую, не была мирной. Как только случалась беда — нападали на Родину враги — казаки первыми бросались на защиту её рубежей. Как казак уходил на войну, показывали казачата 2 «В» (кл.рук. О.В.Шашкина). По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.
Отслужил, отвоевал казак — надо бы его женить. К вопросу сватовства, а затем и женитьбы родители казака или казачки относились очень серьёзно, об этом зрители узнали из представлений 5 «А» (кл.рук. Е.В.Абрамян) и 9 «А» класса (кл.рук. К.А.Рекина). С традициями петь величальные песни о ратных подвигах и воинском мастерстве познакомили ученики 10 «Б» класса (кл.рук. Т.А.Гапон), им не было равных в мастерстве по фланкировке шашкой.
Появилась у казака жена — надо бы и хату ставить, а, поставив, надо бы и новоселье справлять. А вот когда хата была готова, обычно к осени, чаще всего 14 сентября на праздник Семиона – Летопроводца, заселялись казаки в новое жилище. И хозяин приглашал всех, кто участвовал в помощи на входины. О новоселье, о подарках, традиционно преподносимых в новый дом казаков, поведали ребята 5 «Б» (кл.рук. О.В.Личманенко) и 6 «В» (кл.рук. Е.В.Бондарева). А какие «Входины» показали учащиеся 6 «Б» класса! Здесь был и курень, и плетень, и печь, и застолье казачье… Казаки да казачки одаривали хозяев целебной водой, вилами, посудой, монетами, мёдом. Каждый желал здоровья, счастья и согласия!
Каково было убранство казачьего жилища, в каких одеждах ходили казаки – об этом рассказывали ученики 3 «А» (кл.рук. Г.В.Батрова). На казачьих посиделках говорили, по –казачьи «гутарили» о заповедях казаков, об убранстве избы – куреня, а в заключение исполнили залихватские частушки, гостеприимные хозяйки угощали взваром и «кабашной» кашей.
А в мирное время казаки да казачки устраивали игрища, посиделки, на которых пели задорные песни, залихватские частушки, обсуждали последние новости, водили хороводы. Об этом мы узнали от ребят 7 «Б»класса (кл.рук. Г.А.Шаповалова).
Казачата 6 «А» класса (кл. рук. А.В.Вознюк) погрузили всех зрителей в атмосферу весёлой Великокняжеской ярмарки с румяными казачками и разухабистыми молодыми казаками. А затем зрители заглянули в казачий курень и узнали, как отмечались на Дону Святки с казачатами 3 «Б» (кл.рук. О.С.Януш) и 9 «Б» (кл.рук. О.Н.Панова).
Кто такие казаки, по каким законам, заповедям жили? Об этом собравшиеся узнали от казачат 2 «А» (кл.рук. Н.Ю.Фоминова), 4 «А» (кл.рук. Т.С.Серова) и казаков 10 «А» (кл.рук. Г.Н.Черникова).
У казаков было почти традицией звать в дом «чужаков» и старцев. Гости не столько доставляли хлопот своим визитом, сколько помогали. С ними советовались, узнавали от них новости. Многие старцы излечивали казаков от тяжёлых болезней. Считалось, что гость – своего рода, посланник из внешнего мира. Накормить и напоить – значит, совершить доброе дело – так рассказывали о заветах казаков учащиеся 4 «Б» (кл.рук. Т.А.Решетилова).
Традиция хорошо поесть самим и достойно накормить гостей испокон веков живёт на Дону. Переступая порог куреня донской станицы, знаешь, что ты будешь накормлен. В гостях в казачьей семье зрители побывали благодаря выступлениям 8 «А» (кл.рук. Л.Ю.Чепурная) и 8 «Б» (кл.рук. С.Н.Миних).
Казаки, как известно, славятся не только гостеприимством, но и умением вкусно поесть. Казачья кухня такая же яркая, красивая, забористая и задиристая, даже немного «через чур», как казачья песня и как сами казаки. Все классы поразили зрителей и членов жюри разнообразием блюд, искусно и традиционно оформленными столами. Чего здесь только не было! Даже раки (8 «А» класс) и осетры (4 «Б» класс). Но самое важное место на столе донского казака занимала, конечно же, рыба: жареная, запечённая, фаршированная…
По окончании фестиваля были подведены итоги. Каждый класс стал победителем в определённой номинации. Но самыми яркими, эмоциональными, содержательными были выступления трёх классов: 2 «В» (кл.рук. О.В.Шашкина), 6 «Б» (кл.рук. Э.В.Фомина) и 9 «А» (кл.рук. К.А.Рекина). Единогласно все члены жюри поставили максимальные баллы. И классам были присуждены самые высшие награды — гран-при.
В РДК на заключительном концерте, посвящённом закрытию Года атамана М.И.Платова, всем классам и классным руководителям атаман Сальского казачьего округа СКВРиЗ В.В.Бухтияров вручил грамоты и благодарности.
Мы живём на Дону, на земле, где испокон веков жили, трудились и защищали свою Родину отважные, удалые и доблестные казаки. «Казаком мало родиться –казаком надо стать» — это изречение многие слышали. А вот что значит стать казаком, что такое казачья удаль, чем славились наши донские защитники — об этом и нужно рассказывать нашим детям, обращаться к героическим страницам нашей Российской истории, передавать молодёжи наши традиционные русские ценности: хлебосольство, щедрость души, сострадание, самопожертвование, смелость, и, конечно, любовь к Родине, к своему Донскому краю.
Н.Миллер, заместитель директора лицея по воспитательной работе