Донские выпускники вот-вот закончат сдавать экзамены и начнут подавать документы в вузы и техникумы. Как быть тем, кто еще не определился с выбором будущей профессии, подсказала преподаватель кафедры общей и клинической психологии РостГМУ Елена Тищенко.
«Чем больше человек осознает свои желания, тем ему проще определиться с выбором. И это касается не только профессии. Для осознания своих потребностей, ценностей, жизненных целей и задач, их возможных решений и последствий нужно ответить себе на вопрос: «Как вы хотите жить?». Исходя из ответа, нужно выбирать профессию, которая реализует вашу жизненную стратегию», — отметила эксперт.
Она пояснила, что критерий «хочу», применительно к профессии — это когда работа приносит радость. Если такой подход не работает, можно внимательно ознакомиться с перечнем профессий, которые сейчас востребованы на рынке труда и попытаться почувствовать, что больше привлекает.

Фото: Виктория Корнеева/АО «Дон-медиа»/don24.ru
При этом нужно помнить, что работа должна:
быть интересной и приносить положительные эмоции,
соответствовать интеллектуальным, физическим и психологическим качествам человека,
быть востребованной на современном рынке труда.
Родителям подростка, у которого есть мечта относительно его дела жизни, не стоит вмешиваться и уговаривать его получить другую специальность.
«Если ребенка тревожит проблема выбора, это указывает на его социальную и психологическую зрелость. В таком случае отговаривать бесполезно — это может привести к ухудшению отношений. Когда переполняют эмоции, никто не хочет слышать про здравый смысл. Ребенок видит цель и хочет к ней идти. К тому же никто не знает, в какой сфере у человека получится работать, а в какой нет. У подростка может быть настолько мощная энергия интереса, что он преодолеет все трудности», — уверена психолог.

Фото: Виктория Корнеева/АО «Дон-медиа»/don24.ru
Она напомнила, что в старших классах ребятам помогает определиться с выбором школьный психолог. Но если проблема сохраняется, можно обратиться к специалисту за личной консультацией.
«В индивидуальной работе психолог поможет учащемуся рассмотреть все варианты своей пригодности, пройти тесты на профориентацию, правильно «расшифровать» результаты теста, рассказать о сути профессий. Кроме того, психолог может оказать помощь в составлении «психологического портрета» ребенка, выработке стратегического плана. Выделить трудности, которые могут возникнуть на пути реализации планов и способы их преодоления», — уверена Елена Тищенко.
Вообще профориентационная работа может начинаться и с первого класса — с формирования у детей ценностного отношения к труду, с объяснения его роли в жизни, с формирования интереса к миру разных профессий. Основательно же готовиться к получению специальности можно с 13-14 лет.

Фото: Виктория Корнеева/АО «Дон-медиа»/don24.ru
Психолог посоветовала не стремиться выбрать профессию на всю жизнь — современный мир меняется очень быстро. Но если к своей работе подходить ответственно, вкладывать в нее душу, то, возможно, при изменениях на рынке труда нужно будет лишь немного сменить направление деятельности в рамках той же специальности.
«Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Профессионализм же в большей степени зависит от личностных качеств и мотивации человека», — подчеркнула Тищенко.
Мария Саймон ИА «ДОН 24», фото Виктория Корнеева/АО «Дон-медиа»/don24.ru. ©