Дети любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Что такое осень?», «Зачем падает листва?», «Как выглядит осень в лесу?», «Зачем и куда улетают птицы?», «Куда прячутся звери?».
Малыши очень любознательны и хотят всё знать… Необходимо показать детям, какой прекрасный мир их окружает, и объяснить, почему нужно любить и беречь природу, помочь ребёнку-дошкольнику открыть мир окружающей природы. Поэтому и был организован педагогический проект «Осень золотая» в младшей группе «Птенчики» детского сада №3 «Звёздочка», который помог создать необходимые условия для знакомства детей со временем года «Осень», с характерными её признаками и явлениями, названиями овощей и фруктов; способствовал развитию познавательной активности, творческого воображения и фантазии; вызвал эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.

В процессе работы над данным проектом мною были проведены беседы с детьми «Деревья осенью», «Дары осени», «Дети на прогулке», «Уборка урожая». На занятиях по художественно-эстетическому развитию, явления природы присущие осени, мы отражали в рисунках и поделках. Дети с удовольствием рисовали, лепили на темы: «Яблочко наливное», «Орешки для бельчонка» (ватными палочками), «Красивые листочки» (техника печатания листьями), «Листочки танцуют», «Дождик, дождик, веселей!», «Падают, падают листья», «Пушистые тучки» и др. Хочется отметить родителей: вместе с детьми они приняли активное участие в конкурсе «Краски осени» и фотоконкурсе «Осенние игры малышей».
Итог проделанной работе подвело заключительное занятие «Осень, в гости просим!». Наши малыши танцевали с осенними листьями, пели, читали тематические стихи. А потом сама красавица Осень (Т.А.Чиркова) к нам в гости пожаловала, принесла осенний дождик, от которого дети прятались под зонтик, урожай грибов и большую корзину яблок.
Участие детей в этом проекте позволило познакомить их с представлением об осени как времени года, продолжить работу над развитием творческих способностей, поисковой деятельности, связной речи, расширить словарный запас за счёт слов, обозначающих признаки предметов; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения. Участие родителей установило доверительные и партнёрские отношения и дало возможность повысить их педагогическую культуру.
Е.Колиниченко, воспитатель МБДОУ №3 «Звёздочка»