15 декабря порталу «Госуслуги» исполнилось 11 лет, о чем напоминает сайт Всероссийской переписи населения.
Какие услуги за это время стали самыми популярными, о каких новых сервисах площадки нам предстоит узнать в 2021 году, и почему россияне самых разных возрастов заинтересованы принять участие в переписи населения именно на этом портале?
Записать ребёнка на приём к педиатру, подать документы на загранпаспорт, узнать информацию о пенсионных начислениях и налогах — всё это можно сделать сегодня в пару кликов из дома. Началась история единого портала госуслуг 11 лет назад с первой попыткой перевода общения между гражданами и властью в онлайн. Так, в декабре 2009-го страна сделала первый шаг к цифровому будущему. В июле 2010 года 120 тысяч самых смелых и продвинутых россиян уже зарегистрировались на портале. Декабрь 2020-го «Госуслуги» встречают с аудиторией, превышающей 100 миллионов человек, а мобильное приложение портала в этом году вошло в топ-10 самых скачиваемых в российском AppStore. В Google Play его позиции еще выше — оно занимает место в пятёрке лидеров.
За 11 лет понятие «административный» ресурс пережил невероятную эволюцию, а портал стал настоящим маркетплейсом услуг для населения. Скоро набор услуг станет ещё разнообразнее: например, появится услуга получение электронного охотничьего билета с уникальным штрих-кодом, а ещё – «Электронный нотариус» и т.д.
Дальше – больше. В 2021 году пользователей портала ожидают несколько приятных обновлений — переход ресурса на новую технологическую платформу, которая позволит обрабатывать в сутки до 100 миллионов запросов на оказание услуг. А с 1 по 25 апреля 2021 года портал примет участие в проекте, который охватит всю страну – первой цифровой переписи населения. Это главное статистическое событие десятилетия. Особенность переписи населения – данные с геопривязкой, что позволяет создавать основу для формирования полноценной муниципальной статистики и тонкой настройки решений на этом уровне. Результаты ВПН лягут в основу ЦАП «Население». В результате появится возможность получать и анализировать данные не только в федеральном и региональном разрезе, но и на уровне любого, даже самого маленького населённого пункта. В том числе будут доступны и микроданные. При этом технология позволит получить абсолютно обезличенные данные. Алгоритмы будут следить за тем, чтобы посредством запросов к микроданным нельзя было вычислить конкретного человека.
Согласно исследованию, проведённому ВЦИОМ в октябре, 43% опрошенных интересуются возможностью переписаться именно через портал «Госуслуги». Респонденты отмечают главными причинами такого предпочтения такие, как «удобство» и «безопасность», как физическую, эпидемиологическую и информационную.
Процесс заполнения электронной анкеты займёт не более 20 минут. Уже известно, что в неё включили 33 вопроса, большая часть из них посвящена самому человеку — это традиционные вопросы о возрасте, поле, уровне образования, национальности, семейном положении, источниках дохода респондента. Ещё треть в анкете занимают вопросы об условиях проживания граждан.
Цифровую перепись отличает также точность информации и скорость её обработки. Прогнозируется, что первые подсчёты численности населения РФ Росстат опубликует уже в июле 2021 года. Осенью ведомство запустит специальный портал, на котором можно будет ознакомиться со всеми итогами переписи. Результаты представят как в виде аналитических сводок и баз данных, так и в виде более простой и наглядной инфографики.
«Мы гарантируем, что при проведении Всероссийской переписи населения никакие персональные данные не попадут в базу ее итогов. Они будут отделены от анкетных данных еще на этапе передачи в единую информационную систему переписи. Аналогичный процесс происходит и с переписными листами, заполненными на «Госуслугах». Технология не предполагает возможность восстановления информации о конкретном пользователе. Все это делается, чтобы результаты переписи всегда оставались только статистикой», – подчёркивает глава Росстата Павел Малков.
Медиаофис Всероссийской переписи населения