Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык — главная мышца органов речи, и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребёнок выполняет
определённый уклад, позу щёк, губ, языка: «заборчик»; «окошечко»; «трубочка»; «чашечка»; «блинчик»; «иголочка»; «горка»; «парус».
Статические упражнение должны удерживаться ребёнком в течение 5-10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например,
говорим ребёнку: «Ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щёк, губ, языка: «часики»; «качели»; «лошадка»; «чистим зубки»; «вкусное варенье»; «барабанщик»; «худышки – толстяки» и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счёт, только при каждом счете
ребёнку необходимо поменять положение щёк, губ или языка.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании
положительного эмоционального настроя у ребёнка, для этого вы можете
проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.
И.Катрыч, учитель-логопед МБДОУ № 15 «Золотой петушок»