ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЕНСОРИКИ

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И когда они появляются на свет, то у них сразу же начинают работать пять систем чувственного восприятия – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус – начинается период сенсорного (от лат. «sensus» чувство или ощущение) развития.  Это период особого восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

В наше учреждение поступают воспитанники, которые затрудняются определять цвет, форму, величину, количество предметов, их местоположение в пространстве.  Перед педагогами нашего учреждения стоит задача — вовлечь таких детей в увлекательное путешествие в страну Сенсорики.

Для развития у воспитанников сенсорных способностей используют различные игры и упражнения. Так, для развития осязания (тактильного восприятия) используются разнообразные природные материалы и предметы, отличающиеся структурой поверхности – шишки, грецкие орехи, губки разной жёсткости и т. д.  В игре «Что внутри?» детям предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку. По ознакомлению с цветом вовлекают дошкольников в дидактические игры: «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни обращают внимание на цвет одежды, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке. В настольных играх: «Геометрическое лото», «Творческая геометрия», «Сортер» и в дидактических играх: «Какие бывают фигуры?», «Найди пару», «Что изменилось?», «Выложи предмет» дети учатся подбирать геометрические фигуры, разные по величине, форме, цвету, сравнивать форму изображённого предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу, находить сходства, различия. Но больше всего наши мальчишки и девчонки любят участвовать в дидактических играх «Узнай на вкус и запах», где они упражняются в определении вкуса и запаха овощей и фруктов. В играх «Оркестр», «Тихо – громко» они учатся различать звучание простейших музыкальных инструментов, дифференцируют шумы.

Совершая путешествие в волшебный мир звуков, вкуса, обоняния и осязания, наши воспитанники не только гармонично развиваются, но и открывают для себя всё многообразие окружающего и внутреннего мира. Решая несложные, развивающие игровые задания, они радуются своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

Кроме того, сенсорное развитие даёт предпосылки для формирования таких психических функций, как наблюдательность, умение концентрироваться, логическое и творческое мышление, которые необходимы для дальнейшего развития и обучения.

Л.БЕРОЯН, воспитатель отделения социальной реабилитации

Оцените статью
Вестник Приманычья
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.