Ребёнок — аутист. Услышать, понять, поддержать…

Всемирный день информирования об аутизме отмечается ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года, установлен Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Государства Катар. Во всём мире в это время проходят акции, мероприятия, посвящённые проблемам аутизма.

Аутизм встречается сегодня чаще, чем мы думали раньше, число выявленных людей с этим нарушением растёт с каждым днём, поэтому информирование о способах ранней диагностики крайне важно.

Выделяют следующие поведенческие симптомы аутизма:

— экстремальное одиночество ребёнка, которое формирует у него асоциальные связи с окружающим миром;

— стремление к постоянству («сверхпривычки», недопустимо перемещать вещи на другие места, ребёнок активно целенаправленно сопротивляется любому вмешательству извне);

— специфическое развитие речи, дети с синдромом Аспергера – разновидностью аутистического расстройства, легко запоминают наизусть километры текстов, могут декламировать поэму, услышав её всего один раз, но без малейшей попытки понять её содержание, а речь в общении сводится в основном к повторению (эхолалии) за собеседником его слов, им не хочется учиться речи, потому что нет нужды ей пользоваться);

— проблемы социализации (отсутствие проявления интереса к играм других детей; жестокость к близким; ребёнок не замечает, когда родители уходят или возвращаются домой; может всячески сопротивляться, когда родители держат его на руках, обнимают или целуют);

— коммуникативные проблемы (дети часто не чувствуют окружающую обстановку и затрудняются в установлении визуального контакта, в силу чего может показаться, что у них отсутствует интерес к какому-либо общению);

— причудливое повторяющееся поведение – аутостимуляции (манипуляции с неигровыми предметами, бег вокруг стула, раскачивание в кресле);

— нарушение моторики (возможно проявление необычных навыков в одной области, но их абсолютное отсутствие в другой).

— сенсорные перегрузки (чувствительность к различным звукам, шуму, текстуре предметов, новым впечатлениям и обстановке);

— сенсорные проблемы (не дает стричься; наотрез отказывается от водных процедур; не может усидеть с пристегнутым ремнём безопасности; не любит переодеваться; летом может настойчиво требовать, чтобы на него надели зимние вещи);

— самоповреждения (бьётся головой, кусает себя, не выказывая явных признаков боли, расцарапывает кожу, выдергивает пучки волос);

— вопросы безопасности (не распознаёт ситуации, в которых может ушибиться или пораниться; отсутствует страх высоты).

Если вы замечали сразу несколько признаков этого расстройства у своего ребёнка, пожалуйста, обратитесь к детскому невропатологу.

Есть короткий диагностический тест, состоящий из трёх вопросов:

— Смотрит ли ваш ребёнок в ту же сторону, что и вы, когда пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?

— Указывает ли ребёнок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?

— Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых (наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везёт в грузовике кубики на стройку)?

Если ответ «да», то его проблемы, будь то задержки развития, нарушения речи или особенности поведения, вызваны другими причинами. Если ответ на все вопросы «нет», то вам нужно показать вашего ребёнка специалисту, и чем быстрее, тем лучше.

Больше информации на сайтах:

Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход»: http://outfund.ru/;

— «Центр проблем аутизма»: http://www.facebook.com/groups/cpaut/;

— Форум «Другие дети» сибирского семейного сайта СибМама;

— Центр лечебной педагогики и социальной терапии «Свеча»: www.cvecha.ucoz.ru

— Ростовская городская общественная организация помощи детям с аутизмом и синдромом Дауна «ОСОБЫЕ ДЕТИ»: www.cildrenautism.ru

Акция в поддержку семей, воспитывающих таких детей, получила название «Зажги синим». Улицы, площади, здания, витрины освещаются синим цветом, который считается международным символом аутизма.

Поддержали эту акцию и в нашем педагогическом коллективе МБДОУ №5 «Берёзка». Второго апреля вход в каждую группу был украшен синими шарами, педагоги встречали детей и родителей с синими ленточками на одежде.

В ходе акции родители получили памятки и буклеты с информацией об аутизме, воспитанники детского сада также принимали участие. Дети младшей группы с воспитателем Натальей Сергеевной Курамшиной в этот день рисовали и закрашивали шары синим цветом. С детьми логопедической группы была проведена беседа на тему «Особые дети», где говорилось о доброте, отзывчивости и сопереживании. Затем воспитатель логопедической группы Анна Васильевна Завезён вместе с детьми изготовили плакат в поддержку акции «Зажги синим».

Каждый воспитанник ушёл домой с синим шаром и частичкой тепла и доброты в сердце. Давайте и мы, взрослые, не будем отмахиваться от этой проблемы. Ребёнок с аутизмом может появиться в любой семье, и, если коррекцию начать вовремя, аутистов во многих случаях можно адаптировать к обычной жизни.

В.Ушакова, учитель-логопед МБДОУ №5 «Берёзка»

Оцените статью
Вестник Приманычья
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.