Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», — говорил Аристотель. Еще издавна пальчиковые игры были распространены в самых разных странах мира. В Китае пользуются популярностью упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии активно используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. А у нас в России с малых лет учат играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». На сегодняшний день специалисты возрождают старые игры и придумывают новые.
Над развитием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям, и педагогам. Очень важной частью развития мелкой моторики рук являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Пальчиковую гимнастику можно условно разделить на 2 вида: сопровождающуюся стишками или песенками, а также другими частями тела.
Пальчиковые игры – это прекрасная возможность провести время с ребёнком в общении.
Пальчиковая гимнастика проводится в любое удобное время и рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика проходила в игровой атмосфере радостного общения. Развивая мелкую моторику рук через использование пальчиковых игр, мы воздействуем на весь организм в целом.
Запомните, уважаемые родители, что благодаря пальчиковым гимнастике и играм ребёнок получает сенсорные впечатления, у него развиваются внимательность и способность сосредотачиваться. Такие упражнения и игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
И.КАТРЫЧ, логопед МБДОУ №15 «Золотой петушок»