Включение (инклюзия) в речевую среду образовательного учреждения невербального, низко функционального ребенка с аутоспектром создает стимулирующую атмосферу. Преимуществом метода погружения в речевую среду является простота, в которой происходит психическое развитие, а это является предпосылкой появления первых слов. Дети с РАС, обладающие развитыми речевыми навыками, имеют больше возможностей, «влиться» в школьное сообщество. Дети с аутоспектром имеют ограниченные игровые навыки и проявляют минимальный интерес к игре со сверстниками. Среди учащихся школ можно встретить детей с псевдоаутизмом, они: тихо сидят на уроке, пассивно подчиняются режимным требованиям, но не отвечают на вопросы педагога, не вступают в контакт с одноклассниками. Такой псевдоаутизм обычно нетрудно преодолеть умелым психотерапевтическим и педагогическим подходом к ребёнку. У всех детей с РАС (расстройство аутистического спектра) отмечаются:
— глубокое расстройство функции общения, нарушение целенаправленности внимания, мышления и деятельности;
— нарушение контакта, обусловленными страхом новой обстановки, новых требований, страхом перед учителем, боязнью агрессивности детей;
— дети пассивно подчиняются режимным требованиям, не отвечают на вопросы педагога, не вступают в контакт с одноклассниками, обучение представляет большие трудности.
Слова профессора Лебединской К.С. «Работа с аутичным ребёнком – едва ли не самое сложное, что есть в современной специальной педагогике» основаны на особенной проблеме, так как дети с аутоспектром не умеют выразить свои желания и потребности в связи с ограниченными навыками коммуникации. Поэтому цель обучения состоит не в обучении «говорению», необходимо обучать навыкам общения.
Обучение проходит по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) для ребенка с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4), в ходе которой происходит обретение жизненных компетенций, максимально возможной самостоятельности в решении повседневных задач, социальных контактов в доступных пределах. Главная задача педагогов — в приоритетном обучении эффективной коммуникации ребёнка, в формировании базовых учебных действий, навыков самообслуживания с учетом индивидуальных образовательных потребностей в зоне ближайшего развития. Ведь при взрослении ребёнок с РАС избегает социальных контактов в целом. Модель его социальной жизни незрелая и не предполагает нарушение личного пространства, иногда неприемлемы даже прикосновения. Существуют проблемы социализации: дискомфорт от большого количества людей, шума, визуальных стимулов, неспособность изучения нового навыка или участия в групповой деятельности. Непонятный и разорванный мир, несоединимый в целое, становится источником страхов на уровне общей тревоги, а объекты страхов бесконечны.
В плане педагогической коррекции у таких детей большое место должна занимать эффективная стратегия пирамидального подхода с доказанной эффективностью: классная среда должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок смог достичь поставленных образовательных задач. Стратегия комплексного подхода позволяет адаптировать учебную деятельность под нужды и потребности каждого ребёнка в классе. Это использование мотивационных и значимых поощрений, формирование навыков функциональной коммуникации. А для этого важно воссоздание условий для эффективного обучения. Продиктована необходимость использования обучающих стратегий (подсказки, коррекции ошибок). Должна проводиться коррекция проблемного поведения, на основании оценки поведения с помощью диагностики и мониторинга прогресса. Самый универсальный вербальный поведенческий подход используется для формирования речи: например, показал «мороженое» — получил мороженое. Приоритетная роль отводится принципу коммуникативно-деятельностного подхода: моделирование реальных ситуаций общения для развития умения воспринимать речь и умения подражать. Принцип последовательности и постепенности предусматривает соблюдение определённых правил и проходит в игровой деятельности, что позволяет развивать половую идентичность и полоролевое поведение в семье и социуме.
О.Мендель, учитель ТМНР класса Пролетарской школы-интерната