«Забытые вещи. История хранительницы чернил»

Развитие технологий очень быстро меняет мир вокруг нас. Мы не замечаем, как многие вещи, которые были привычными еще во второй половине 20 века, исчезли, и их теперь можно увидеть в музеях или в коробке забытых вещей на чердаке. А дети, родившиеся в 21 веке, даже не представляют — что же это такое и зачем оно нужно.
У сказочника Ганса Кристиана Андерсена есть чудесная история о пере и чернильнице: «Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают другие, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы!.. Грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях… Просто невероятно даже!» Да, из чернильницы появились на свет многие бессмертные произведения. Сейчас чернильницы — это музейный раритет, а когда-то такие непроливайки были у каждого школьника. А что же такое чернильница? Где и когда появились первые чернильницы? Как она выглядит и почему так названа? Об этом мы узнали из научной литературы и расспросили у старшего поколения жителей города Пролетарска.                                                  
                                                                         

В научной литературе чернильница-непроливайка — это небольшая ёмкость, в которой находятся чернила для письма. Такой сосуд используют для работы с пером. Благодаря своей особой конусообразной конструкции, чернильница-непроливайка препятствует случайному вытеканию чернил наружу. Конструкция подобного сосуда заключается в определённом строении горлышка, которое имеет форму сужающейся, направленной внутрь воронки. Такая технологическая особенность чернильницы позволяет легко заливать краску внутрь, но не даёт ей вытечь, даже если сосуд полностью опрокинется.

До появления бумаги древние люди в качестве «писчего материала» использовали разнообразные материалы, поддававшиеся обработке: папирус, глину, камень, листья пальмы, шелковую и хлопчатобумажную ткань или дерево. Инструментами для письма также могли быть разные древние принадлежности: перья, металлические орудия, кости, палочки из дерева. А вот в качестве краски с давних времен использовались добытые из растений цветные растворы, лак, красная глина и, конечно же, чернила. Каждый подобный старинный предмет был своеобразным памятником своей эпохи и обладал неповторимой историей усовершенствования и использования. В Древнем Египте и Китае чернила для письма делали из масла и сажи. В качестве чернильницы могли использовать любые подходящие сосуды: глиняные плошки, рог, вставленный в крышку стола, аптечные пузырьки. Но чаще всего сосуд для чернил изготовлялся специально: в виде баночки на ножке, флакона с крышкой, пузырька с узким горлышком; медные, бронзовые, золотые, чугунные, мраморные, хрустальные, стеклянные, из полудрагоценных камней и пр. Часто ее изготовление поручали выдающимся художникам, скульпторам, литейщикам и ювелирам. Особо выделяются чернильницы Римских императоров и придворных писцов — они отличались особым изяществом и материалом. Рецепты наиболее древних чернил до нашего времени не сохранились, однако известно, что египетские писцы использовали смесь масла и сажи для написания текстов на пергаменте. Кроме того, археологические находки свидетельствуют, об использовании аналогичного состава на территории Древнего Китая. Чернила были изобретены китайцами и египтянами около 2600 года до нашей эры. И вместе с чернилами появились маленькие сосуды с крышечками для чернил. В Европе старинные чернила появились гораздо позже. В третьем столетии их в большом количестве использовали в Риме и Греции. Древнеримские мастера изготавливали из киновари и пурпура так называемые «придворные чернила», использовавшиеся лишь для написания государственных документов.                                                                                  

Первая старинная чернильница была найдена археологами в древнеримском городе Геркулануме, засыпанном пеплом. Этот предмет старины представлял собой глиняную чашу, на дне которой сохранился осадок темного цвета. После проведения исследований выяснилось, что это была самая древняя чернильница, в которой на протяжении тысячи лет находились древние чернила, изготовленные из сажи, разведенной маслом. Более 1500 лет назад в качестве чернильниц использовались камни с реки Дуань в городе Дуаньси провинции Гуаньдун. Поэтому их называют чернильницами «дуань». Они твёрдые, с гладкой блестящей поверхностью. Это позволяло быстро и легко растирать в них палочки туши с водой.

Позже чернильницы представляли собой небольшие глиняные сосуды. И имели два отверстия, одно для доступа к чернилам, а другое играло роль держателя для пера. Чернильницы часто украшались лепным декором — различными изображениями мифологических существ, сатирами — лесными божествами из греческой мифологии.

С развитием письма и технологий появлялись изделия из металла, стекла, кожи, камня, фарфора. Для богатых домов изготавливались ёмкости из драгоценных материалов. Постепенно чернильницы из простой принадлежности для письма превратились в настоящие произведения искусства. Предмет показывал статус владельца и его роль в обществе. Над их созданием трудились лучшие ювелиры, художники и скульпторы. Свой вклад в производство внёс знаменитый российский ювелир Карл Фаберже. В средние века очень популярны были подвесные чернильницы. На них делали два ушка, к которым крепили цепочку. Такие чернильницы удобно было носить с собой.                                

С середины XVIII по XIX столетия чернильница переживала свой золотой век. Ей не только пытались удивить окружающих, но и помещали на гербы городов и именитых родов.

Внешний вид и размеры изделий тоже были весьма разнообразны. Одни весили несколько килограммов и всегда располагались по центру стола. Гиганты, как правило, выполняли декоративную функцию и редко покидали «насиженное» место. Популярными сюжетами для оформления чернильниц были изображения животных, людей, кораблей, мифических персонажей. Новой вехой в истории чернильниц стало изобретение стеклянных непроливаек. Первыми их начали делать ещё в XVII веке англичане. Именно английским стеклоделам удалось разработать безопасные чернильницы. Горлышко чернильниц-непроливаек было выполнено в форме перевёрнутого конуса, благодаря чему даже при падении ёмкости чернила оставались внутри. Также в обиходе появились специальные походные чернильницы, представлявшие собой небольшие бутылочки с узкими горлышками, носившиеся на груди в боковом кармане. Непроливайки быстро снискали популярность и распространились по всему миру.

Именно чернильницы-непроливайки использовали все советские школьники. Они просуществовали в школах до конца 70-х годов 20 века, когда на смену перьевым пришли шариковые ручки… Сегодня современные школьники даже не догадываются, что это за предмет, но, думаю, всем было бы интересно попробовать, как писали чернилами и перьевыми ручками.

Из воспоминаний школьников 20 века о  гостье из прошлого:

Юлия Тимофеевна Финько, пенсионер, «серебряный»  волонтер

Школьные годы Юлии Тимофеевны прошли с 1943 года по 1954 год.

— Чернильница-непроливашка, кто её вспомнит сейчас! А в 50-е годы 20 века невозможно было представить себе письмо без этого чудо-изобретения. Сначала писали гусиным, потом металлическим пером, макая его в чернила. Военное время отличалось большим дефицитом многих вещей: не было бумаги, перьев, чернил. В печках собирали сажу, затем разводили ее водой и использовали в качестве чернил. Чернильницу-непроливашку мы носили  в специально сшитых мешочках,  в одной руке — портфель, в другой веревочка от мешочка, в котором была чернильница, чернила могли вылиться,  если только хорошо ее тряхнуть. В сельской школе зачастую приходилось делить чернила на четверых. Школьники по очереди макали перья в ёмкость и старательно выводили на бумаге буквы и цифры. Иногда сажали кляксы, учителя делали замечания, но переписывать не заставляли, так как не было бумаги.

Николай Вениаминович Абросимов, председатель Совета ветеранов

Школьные годы прошли с 1943года по 1953 год в хуторе Моисеев Дубовского района. В семье было трое детей, отец погиб в Сталинградской битве в 1942 году, мама работала в колхозе. В сентябре 1943 года все друзья Николая Вениаминовича пошли в школу, а ему было только шесть лет, но по просьбе мамы, Раиса Алексеевна Моисеева — первая учительница, разрешила присутствовать на уроках. Николай Вениаминович оказался способным и прилежным учеником, окончил 4 класса с отличием.                                                

— С 5 по 10 класс приходилось каждый день ходить пять километров в школу районного центра. Из хутора шли 8 человек, обязательно с собой несли старое пустое ведро и палку, для того, чтобы отгонять стуком волков. В военное и послевоенное время было очень трудно. Школьные принадлежности  были далеко не у всех. Но если были, то их очень берегли. Писали чернилами и перьевой ручкой. Ручка — это вишневая веточка, к которой привязывали ниткой перо. Чернила делали из печной сажи, а так же из химического карандаша — строгали ножом стержень, разводили водой и заливали в чернильницу. Чернильницы были стеклянные, керамические, фарфоровые. Стоящей на парте чернильницей пользовались оба ученика, попеременно обмакивая свои перьевые ручки. Процесс письма был не из лёгких… В неумелых руках перо скрипело, раздваивалось от сильного нажима, ломалось. Необходимо было, обмакнув перо, набрать нужное количество чернил и не поставить кляксу. Это умение приходило с годами вместе с мозолью на среднем пальце руки от усердного держания ручки. В начальных классах советской школы был урок чистописания, где учили красоте письма. В тетради учитель выводила красными чернилами на заглавной строчке образец письма, а в конце – оценивала работу. Приучая к аккуратному и четкому письму, в нас воспитывали  аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность.

Степаненко Нина Антоновна, учитель истории и обществознания, ветеран педагогического труда

Школьница с 1953 года по 1964 год, школьные годы Нины Антоновны прошли в Слободе, Б.Мартыновки.                                                                                                                                                                 

— Современные школьники, наверное, даже не догадываются, что это такое —  советская школьная чернильница — «непроливайка». Перо и чернила были главными атрибутами школьника  до начала 70-х годов, когда им на смену пришли шариковые ручки. Такие атрибуты письма, как перьевые ручки, чернильницы, карандашницы, настольные письменные приборы сейчас намного чаще можно увидеть в музеях, винтажных магазинах, чем на рабочих столах. Сначала чернильницы носили отдельно от портфелей, в специально сшитых родителями мешочках на шнурках, потому что дети заливали чернилами книги и тетради. Позже чернильницы оставались в классе на партах, а дома имели другие. Так портфели оставались чистыми. В классе стояла простая, а дома красивая, как хрустальная… После уроков уборщица собирала чернильницы с парт и убирала в шкаф. Утром из «чернильного чайника» чернильницы наполнялись вновь…      В советской школе очень большое внимание уделялось чистописанию. Антонина Петровна Погорелая, первая учительница, оценивала красивый почерк, аккуратность, отсутствие помарок, исправлений и чернильных пятен. Писать перьевой ручкой и чернилами не так-то просто, приходилось стараться. Мои тетради по чистописанию  посылали на конкурс  областного народного образования в город Ростов-на-Дону, где моя работа заняла призовое место. Прилежание и внимание – это украшение примерного ученика. Умение красиво писать — навык, который очень важен и необходим для дальнейшего обучения в школе. Для того чтобы выработать красивый почерк, требуется многократное повторение и закрепление. Не зря, каллиграфия у многих народов является искусством.

Даниленко Светлана Владимировна, педагог-психолог МБОУ гимназии №3 г.Пролетарска, член Федерации психологов образования

— С каждым годом мы делаем все меньше записей ручкой и все больше набираем текст на клавиатуре компьютера. Технический прогресс, кроме очевидной пользы несет в себе и издержки… Мои школьные годы прошли с 1965 года по 1975 год. С первого по четвертый класс я училась в Мясниковской СОШ №9 — вот тогда и познакомилась с перьевой ручкой, чернилами и чернильницей-непроливайкой. Чернильницы — непроливайки имели воронкообразное горлышко, которое не позволяло чернилам вытекать наружу. Но, хотя и называлась непроливайкой, при резких движениях могла расплескать чернила. Поэтому шили специальные мешочки, чтобы не носить ее в портфеле. Вспоминаются испачканные чернилами пальцы, лицо, бывало, попадало и на одежду, а влюбленные мальчишки кончики девичьих кос окунали в чернила… Писать пером или как его ещё называли пёрышком, было не просто. В те годы считалось, что именно «перьевое» письмо ставит у детей хороший почерк, выводя старательно палочки, кружочки и завитки,  ребенок учится терпению и усидчивости, умению соотносить движение руки с тем, что он видит, вырабатывает точность движений. На заре советской педагогики над разработкой методики чистописания трудились целые институты, в которых работали не только педагоги и методисты, но и нейрофизиологи. Каждое движение выверялось, каждый штрих был целесообразен. Специально рассчитывался оптимальный угол наклона, а отличие в усилии при написании различных элементов письма ставило целью не бессмысленное украшательство, а рациональное сочетание напряжения и расслабления мышц руки. Письмо шариковой и гелевой ручкой такого эффекта не дает, от их использования рука пишущего быстрее устает, хотя сам процесс оказывается более быстрым. Современные ученые, эксперты утверждают – перьевые ручки в начале обучения благотворно влияют на развитие способностей ребёнка. Учеными доказано, что

лучше всего развивает мозг школьника  письмо перьевой чернильной ручкой, а  на начальном этапе обучения — это идеальный инструмент для письма, который развивает психомоторные способности. Я бы сейчас писала пером!

Бондарева Татьяна Петровна, руководитель Краеведческого музея Пролетарского района

— В  коллекции районного Краеведческого музея хранятся несколько экземпляров перьевых ручек, чернильниц советского периода, в том числе и  чернильницы-непроливайки. Такими принадлежностями пользовались еще в 60-е годы. Сейчас забыто слово «клякса» — это когда с кончика пера скатывалась капля и «украшала» написанное. В каждой тетрадке раньше была «промокашка» — это лист, который впитывал излишки чернил. Пальцы пишущего часто были ими перемазаны. На школьных партах того времени были специальные отверстия: желобки, в которые вставляли чернильницы. Продавались же чернила в бутылочках — красные, черные, синие. В мои школьные годы  (1961 год – 1971 год) после окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой,  аккуратно поставить в портфель, предохранить от пролива. А как было уследить детворе за чернильницей внутри портфеля! А если еще этим портфелем надо было кого-нибудь огреть по спине или голове. Или прокатиться зимой на портфеле вместо санок! Поэтому, часто случалось, что чернила разливались внутри. Вымазывался портфель, содержимое, потом — руки при попытке все это вытянуть. Так что появившиеся в продаже шариковые ручки оказались очень кстати. А вот непосредственный переход на шариковые ручки как-то не остался в памяти. Видимо это прошло спокойно. Пока люди не изобрели заправляемую перьевую, а затем и шариковую ручки, считалось, что чернильница — это неотъемлемая часть письменного стола. Но время не стояло на месте. Сегодня  внешность письменных принадлежностей изменилась. Теперь дети, увидев  чернильницы, не всегда понимают, что это за предмет, и им приходится объяснять все премудрости древнего письма.

Тихо и безвозвратно уходят из нашей повседневной жизни вещи, еще недавно казавшиеся такими необходимыми. Исчезла ручка со вставным пером, исчез вкладыш в школьные тетради (промокашка), исчезла и чернильница — непроливайка. Сегодня эти изделия,  утратившие свою актуальность, однако всё же имеют огромную ценность. Их можно увидеть в музее, частной коллекции, они в доброй памяти школьников 20 века. Нам кажется, что когда-то простые школьные принадлежности  могут претендовать на звание произведения искусства. Ведь не зря великий русский писатель А.С.Пушкин посвятил своей чернильнице стихотворение:

Подруга думы праздной,

Чернильница моя;

Мой век разнообразный

Тобой украсил я.

Как часто друг веселья

С тобою забывал

Условный час похмелья

И праздничный бокал;

Под сенью хаты скромной,

В часы печали томной,

Была ты предо мной

С лампадой и мечтой.

В минуты вдохновенья

К тебе я прибегал

И музу призывал

На пир воображенья…

Дарья Рубежанская, обучающая 9 класса МБОУ гимназии №3 г.Пролетарска,

руководитель Самойленко С. А., социальный педагог

Оцените статью
Вестник Приманычья
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.