Наш район богат творческими талантами высшего качества, идёт ли речь о поэтах, земляках-песенниках или танцорах, вокалистах… Народное дарование проявляется в желании заявить о себе, своём мировосприятии, отношении к окружающему миру. Некоторые одарённые земляки пишут стихи и прозу. Вообще, литература оказывает колоссальное влияние на тех юношей и девушек, кто берётся, как говорится, за творческое перо. У каждого из них свой стиль, своё видение мира, своё отношение к тем или иным событиям, происходящим в нашей стране.
Интересно молодёжное сознание двадцати-тридцатилетних, стилевая тенденция их творчества и, если хотите знать, даже психологическая модель романтизма-реализма. Это не бунт – однозначно не мятеж… Я бы определила своеобразие прозы молодых авторов как протестующий индивидуализм, который проявляется в отражении действительности художественным сознанием. Это новый, своеобразный взгляд на людей, на собственное миропонимание; это не позёрство, не эпатаж: перед нами другая литература, у которой свой круг читателей и будущее.
Двадцать первый век принёс миру глобальные потрясения, и все происходящие события, тенденции жизни находят отражение в прозе молодых, жадно всматривающихся в людей, в окружающую действительность и желающих поведать о своих чувствах, переживаниях. Молодые авторы судят эстетическими категориями, не позволяющими снизить планку художественного слова; они не пишут о разочаровании в идеалах, показывая глубину познания жизни, – именно так! Всё потому, что современная юность рано взрослеет и рано обретает жизненный опыт.
Проза молодых метафорична, личностна и согревает душу. Молодые авторы зачастую пишут под псевдонимами. Вот как рассказал о весне Сергей Дьяченко: «Май — это юноша… весёлый юноша, которого можно встретить порою то возле реки, то среди деревьев в лесу… Он всегда весел, его глаза сияют, а улыбка не сходит с лица… Он любит музыку и цветочное вино.. . Любит закаты и тёплый ветерок… Иногда гуляет рука об руку с безумно красивой девушкой — весной и рассказывает ей забавные глупости. И тогда будто бы и нет ничего на свете, кроме мая, весны и глубокого синего неба — колыбели яркого нежного солнца. Май ненавидит время и… мудрость».

А это из лирической миниатюры о Звездочёте: «Дождь в тот вечер, подгоняемый ветром, хлестал по огромным окнам грозовой башни. Звездочёт в забытье шептал какие-то мантры, как и всегда после нектара. Его жизнь подходила к концу. Он был стар и дряхл. А говорят, когда-то сотрясал небеса, был очевидцем чудес и слыл богоподобным. Но ныне… ныне был лишь дряхлый, несчастный старец в нектарном трансе. А ещё была грозовая башня, серые, густые сумерки за окном… и я.
Он слышит звёзды и знает каждую из них. Он говорит с ними в особо долгие зимние ночи, когда хрусталь потолка грозовой башни словно бы приближает к небесам, и во взгляде его пляшут огни. А в те вечера, когда вены его черны на алебастровой коже, и он словно бы парит в воздухе, кажется мне: пожелай он только – звёзды пустятся в пляс лишь по движению его безумных глаз».
Каково? Какой слог, какое художественное видение! «Грань», «Там», «Потомки», «Благостный странник», «Шёпот леса», «Викинг» — эти и многие другие произведения Серхио Альвареса — Сергея Дьяченко рассказывают читателям о личном мироощущении, о неразрывной связи человека с человеком, с природой, космосом. А ещё прослеживается в его творчестве свойственная только славянскому человеку потребность иногда тосковать без особых на то причин. Он пишет в разных жанрах. Это лирические миниатюры, рассказы, интересно его освоение жанра фэнтези. Автор – романтик, рисующий художественным словом полотно жизни, полное мечтаний, раздумий и… вдохновения. В его произведениях мистическое ощущение близости Бога, любви, счастья, жертвенности и вечности – тех нематериальных ориентиров, без которых человек деградирует.
Замечательный готический роман «Проклятье пустоты» с поджанрами (ужасы и тайна) написал Александр Лиграс — Александр Лопатко (фото вверху). Кстати, это один из наиболее непростых жанров, осваивают его единицы из пишущей братии в современной русской литературе. Это произведение держит в напряжении читателя с первой главы до последней. Главные герои: Эндрю Фримен – полицейский, одинокий отец, столкнувшийся с нелёгким выбором; Макс Фримен – сын полицейского, в будущем успешный писатель, мечтающий о «вечной жизни»; Диана – обычная девушка, ищущая своё счастье; М – слепой идеалист в прошлом, идущий по дороге мести в настоящем. Ведомый Тьмой, молодой и успешный писатель стремится на Олимп величия, чтобы его имя обрело бессмертие. Всё это время Фримена сопровождает таинственный гость из прошлого – М.

Последняя глава написана в виде дневника, повествующего о становлении М, переломных моментах перевоплощения в истинное зло. Записи рассказывают также о метаморфозах, случившихся в подземельях мира мёртвых – «Пустоте». В конце дневника читатели знакомятся с его откровениями о борьбе с предателями и результате многовековой мести. Идеалист из прошлого, борясь со злом, примыкает к нему, а позже и возглавляет его.
Опубликованный роман затрагивает важные человеческие критерии: добро, любовь, верность. Им противостоит антагонист в лице зла, ненависти и мести. Закрученная сюжетная спираль произведения показывает, как добро может легко свернуть в мир зла и пустоты, духовной, душевной, телесной… Макс Фримен мечтает о бессмертии духовном и физическом. Он амбициозен и решителен, но методы достижения вожделенной мечты таят множество тайн, неожиданных поступков: на пути к славе он терпит крах. Гость их прошлого не оставляет ему шанса на жизнь, потому что сам, ведомый гневом и местью, предаёт собственные идеалы.
Столкновение двух миров, реального и сверхъестественного, которые актуальны и сейчас, описано с признаками философского рассуждения о предопределённости судьбы. Согласитесь: многое в нашей жизни находится за гранью научных объяснений. Пророчества, знамения разрушают жизнь героев произведения: злой рок преследует их. Роман притягивает тайной, интригой, держащей читателя в напряжении до самой развязки.
«Перевал», «Прогулка в темноте» — интригующие сюжеты привлекут внимание к рассказам Александра благодарных читателей. Пожелаем же нашему земляку дальнейших творческих успехов на пути литературного становления. Молодого писателя Александра Лопатко отличают и философский склад ума, и развитое творческое воображение, и ненасытная жадность в познании окружающего мира, и умение находить параллели времён, поступков, чувств. Религиозные убеждения и духовные практики, скептицизм и страшные тайны прошлого – вот темы, которые находят отражение в его творчестве.
Мой рассказ о пишущих выпускниках гимназии №3 был бы неполным, если бы я не написала о женской литературе! Екатерина Коваленко — Екатерина Комарова в книге «Безумие» поведала о девушке, которая просто хотела быть счастливой. Книга не оставит читателей равнодушными и позволит взглянуть на свои отношения с другой половинкой с высоты обновления чувств, доверия, умения проникать в душу другого человека, умения разглядеть в нём ложные и истинные порывы.

Перед нами проходит становление женской души, то самое нравственное и психологическое взросление и погружение в семейную жизнь, которое мы часто наблюдаем и на собственных примерах, и в жизни соседей, друзей, знакомых. Мы как бы заглядываем в себя и проверяем свои чувства не только накалом страстей, но и рассудком.
Произведение молодой писательницы отличают изящество стиля, живость характеристик героев и особое, тонкое понимание душевной жизни. Путь к настоящему счастью иногда бывает тернист, и как важно за глянцевой красотой разглядеть красоту душевную, разглядеть понимание, верность; и как важно не растерять любовь, не разбить хрусталь чувств, не посеять сумятицы и недоверия.
Я рассказала только о молодых прозаиках. А ведь многие юноши и девушки пишут стихи. Мне кажется, что период начала 21 века – это ренессанс (возрождение) литературы, отражающий разные прикладные жанровые предпочтения: литературный постмодерн, антиутопию, боевик, женский роман, фэнтези, мистику… Такое направление возникает в период возрастающей потребности переоценки культурного опыта. Отечественная культура, читающая страна встречают вызовы 21 века живой, развивающейся литературой.
Людмила Дудка