«ОГНЕННЫЙ ТАРАН»

Николай Францевич Гастелло (6 мая 1907 года — 26 июня 1941 года) – советский лётчик, участник боёв на Халкин-Голе, Советско-Финской и Великой Отечественной войн. Совершил «огненный таран» немецкой колонны бронетехники.

Будущий лётчик родился на территории нынешнего Кореличского района Гродненской области республики Беларусь, но семья Гастелло жила в районе с.Богородское, где и прошло детство мальчика. В 1921 году Николай окончил третье Сокольническое городское мужское училище имени А.С.Пушкина, а в 1923 году начал свою трудовую деятельность с работы учеником столяра.

В 1924 году Николай поступил слесарем в Муромский паровозостроительный завод им. Ф.Э.Дзержинского. В 1928 году юноша вступил в Коммунистическую партию Советского Союза. В 1930 году, по возвращении семьи Гастелло в Москву, Николай стал работать на Первом государственном механическом заводе строительных машин имени 1 Мая.

В мае 1932 года Николай Гастелло по специальному набору был призван в ряды Красной армии и отправлен на учёбу в Луганскую военную авиационную школу пилотов. С мая 1932 по декабрь 1943 годов проходил обучение в 11-й военной авиационной школе пилотов.

В 1933-1938 годах служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, которая базировалась в Ростове-на-Дону. С ноября 1934 года лётчик стал командиром корабля и самостоятельно пилотировал бомбардировщик ТБ-3. В 1938 году Николай Францевич оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи.

В 1939 году в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка Гастелло принимал участие в боях на Халкин-Голе. Лётчик-бомбардировщик участвовал в Советско-Финской войне 1939-1940 годов, в операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР в июне-июле 1940 года. В этом же году Николай Гастелло получил звание капитана.

В 1941 году Николай Францевич стал командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка, а затем командиром 2-й эскадрильи той же части.

В первые же дни войны умелый командир сумел добиться боевого результата – 24 июня 1941 года он огнём крупноколиберного пулемёта со стоящего на аэродроме бомбардировщика ДБ-3ф сбил многоцелевой немецкий самолёт «Юнкерс-88».

26 июня 1941 года экипаж бомбардировщика в составе лейтенанта А.А.Бурденюка, лейтенанта Г.Н.Скоробогатого и старшего сержанта А.А.Калинина под командованием капитана Николая Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно-Радошковичи. В состав звена входили 2 бомбардировщика.

При выполнении поставленной задачи ДБ-3ф Гастелло был подбит огнём зенитной артиллерии противника. Вражеский снаряд угодил в топливный бак. На борту самолёта начался пожар. Ситуация требовала от командира мгновенного решения – и оно последовало. Гастелло принял решение пожертвовать своей и жизнями экипажа ради выполнения боевого задания – он направил объятый пламенем бомбардировщик на механизированную колонну противника. В результате огненного тарана немецкая колонна понесла весомые потери. Все члены экипажа ДБ-3ф погибли. На следующий день капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Члены экипажа Гастелло – А.А.Бурденюк, А.А.Калинин и Г.Н.Скоробогатый – в 1958 году были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

Подвиг Гастелло был широко освещён в советских средствах массовой информации. Впервые о нём было публично упомянуто 5 июля 1941 года в вечерней сводке советского информационного бюро. В ней говорилось:

«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.

Сообщение Совинформбюро легло в основу очерка «Капитан Гастелло», написанного корреспондентами П.Павленко и П.Крыловым и опубликованного в газете «Правда» в июле 1941 года».

«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны. Он использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР.

Роман МАТВИЕНКО

(Использованы материалы:

– Иванов Ю.Г. Камикадзе: пилоты-смертники. – Смоленск: Русич, 2001.

Яковлев Ю.Я. Друг капитана Гастелло. – М., 1963.

Карпенко В. Подвиг Гастелло).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 необходимо принять правила конфиденциальности