Трудовое воспитание – важный принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. В процессе воспитания он выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования.
У воспитанников нашего Центра, как правило, искажено нравственное сознание, недостаточно сформированы потребности в основных видах деятельности, слабо развиты учебные и трудовые навыки и умения. У детей не было образца жизни близких, испытывающих радость от своей профессиональной деятельности, чаще всего они являютя безработными и не стремятся заняться полезной деятельностью, перестают трудиться вообще.

От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Трудовое воспитание в нашем социально- реабилитационном центре является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой и труд в природе, систематически осуществляется с трёх лет. Через основные формы организации труда — поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.
В процессе любого вида труда нашими педагогами решаются задачи разностороннего воспитания и развития ребёнка: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что способствует умственному и физическому развитию воспитанников. У них развивается мелкая моторика рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.
Наши наблюдения показывают, что привлечение воспитанников Центра к посильному, каждодневному труду в процессе организации их жизнедеятельности способствует наиболее эффективному восстановлению и развитию их нравственных качеств личности.
Труд становится великим воспитателем. Когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы, развивает любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Всё, что мы передаем детям, обязательно им пригодится в жизни. Наша обязанность – сделать так, чтобы труд у детей вошёл в привычку. Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше.
И.САЗАНОВА, инструктор по труду отделения социальной реабилитации ГБУСОН РО «СРЦ Пролетарского района»